суббота, 14 марта 2009 г.

к теме о роскоши

Славик как всегда умудрился поднять тему, на которой я залип на два дня. Поскольку мой ответ получился очень длинным, будет лучше если я запощу его у себя – чтобы не нагружать его читателей. 

Для начала нужно сказать, что я не являюсь потребителем предметов роскоши и  значит, разговор этот наш носит сугубо отвлеченный характер:)

Славик, я бы не делал такой ставки на молодежь, ценящую общение и общие интересы в Сети и "по жизни вообще" выше материального. В Америке еще не забыли хиппи и то, как яростно они обличали мир чистогана и наживы. И чем все закончилось? Хиппи повзрослели и двинулась карусель дальше. Есть такой Жан Клод Биве - президент Hublot(группа LVMH). В конце шестидесятых, будучи идейным хиппи, он разбил палаточку возле одной часовой мануфактуры и как-то между мыслями о лучшем мире увлекся часовым делом, заделавшись со временем президентом одной из самых роскошных часовых марок. Если есть время, посмотри в нете - сколько бывших "детей цветов" сегодня рулят тем самым миром, с которым они так бойко боролись в свое время? 

Я не рискну утверждать, что со временем молодежь отойдет от нынешних ценностей и переключится на те же побрякушки что их родители – но то, что с возрастом предпочтения поменяются – однозначно. И будут у этой молодежи свои игрушки, которыми они будут кичиться. Например, сегодняшняя индустрия электронных гаджетов на 80% состоит именно из переоцененных побрякушек, пользы от которых минимум, зато добавленная стоимость - ого-го. И кто у нас основной потребитель этих цацек? Молодежь:)  Так что – кому часы и яхты, а кому совершенно ненужная электронная игрушка. Основная разница между «цацководами» лишь в том, что те, кто постарше их производят, а те, что помладше пока только потребляют.

И если говорить конкретно о пользователях Интернета  – а в чем, собственно,  ценность   непосредственно Фейсбука и Твиттера? Ценностью являются связи и общение – для этого эти две коммуникационные платформы, как я понимаю, и создавались. Как и Интернет, собственно. Откровенно говоря, я не считаю Интернет «надгосударством» или  «ноосферой» - как по мне, Интернет это не более(но и не менее) чем гигантское коммуникационное поле, с помощью которого можно объединить людей всего мира. Но сам по себе он не является источником знаний, этических открытий, объединительных сил – все это делают люди – с помощью маршрутизаторов, серверов и специального ПО.
И если говорить о роскоши - кто сегодня в мире основные покупатели часов, яхт, особняков? Нефтяники, финансисты и IT-шники – достаточно посмотреть, кто в основном ведет блоги о часах и ювелирке. Именно эти люди создали облик нынешнего Нета и именно они - та молодежь, о которой мы пишем. Вторая интересная штука - посмотри, есди есть желание, сколько сообществ на фейсбуке, миспейсе, в линкедине посвященно часовым, ювелирным, одежным брэндам и т.д. И страсти там кипят нешуточные. Или вот:  сейчас все коллекционеры предметов роскоши в основном тусуются на интернет-площадках типа вот этой

Зачем часы, если есть айфон? Отличный вопрос!!! Но механические часы перестали быть средством измерения времени, когда появился первый кварцевый механизм. А потом благодаря идее Хайека качественные механические часы из средства измерения времени превратились в знак статуса. Часы сегодня покупают не для того чтобы посмотреть время, а чтобы себя показать. Ну и наконец – для 18-19 веков часы были чем-то вроде того же айфона – во-первых, часовая индустрия тогда была на острие технического прогресса, а во-вторых, позволить их себе могли далеко не все. Просто каждому времени свои игрушки. Как и часы, яхты, самолеты и пр. – не более чем желание порадовать себя и показаться другим. 

И о самом  сложном – о роскоши. Поскольку я не являюсь потребителем роскоши в истинном понимании этого слова, рискну высказаться исключительно в теории:) Предметы роскоши - это, на мой взгляд, просто предметы, которые доступны не всем. Бриллианты, платина ценны именно тем, что их очень мало и именно их общество договорилось считать роскошью. На месте бриллиантов вполне мог бы оказаться оружейный плутоний – который, кстати, однозначно предмет роскоши, но уже для государств:).

Сверхдорогие яхты, часы, самолеты, оббитые кожей жирафа диваны,  платья «от кутюр» - это все однозначно излишества, совершенно ненужные и часто просто неумные. Но богатым людям нужно что-то, с помощью чего можно тихо и скромно спросить у общества - почему я такой богатый если вы все такие умные? И вот такие знаки статуса будут всегда - независимо от типа общества. Это будет либо доступ к редким знаниям вне очереди или за особые заслуги, либо право решающего голоса, либо возможность жить не считаясь с правилами и законами – тут можно долго фантазировать. 

А еще есть такой вид роскоши как предметы искусства – живопись, архитектура, скульптура, те же ювелирные украшения и те же часы. Это потом уже великие произведения искусства становились достоянием народа и мировой культуры – а изначально их ваяли, писали, строгали и точили под заказ и в надежде на конкретного богатого дядьку. Поскольку почти всегда и везде именно богатый заказчик кормил бедного творца – либо напрямую, либо опосредованно через систему фондов, стипендий и т.д. Как и ученых, кстати. И благодаря крайней редкости действительно талантливых вещей они и становились предметами роскоши. Хороших картин так же мало, как и крупных алмазов. И вот эта редкость, ограниченный доступ на право обладания которой и создает предметы роскоши. А не картина или статуя сами по себе. 
При этом картина или бриллиант из приватной коллекции теоретически доступен всем – в Интернете можно полюбоваться игрой граней и глубиной пейзажа любой картины и любого минерала. Но вот обладание им доступно единицам. 

Приблизительно на этом же, как мне кажется, держатся разного рода тайные и открытые элитные общества. Влиятельные, умные, взрослые люди с жизненным опытом рвут жопу на крест за счастье состоять в закрытом клубе или обществе. Принадлежность к такой группе, коллективу, доступ к закрытым знаниям – это ведь тоже роскошь. Думается мне, что девяносто процентов профессиональных шпионов в разведку шли не столько из любви к Родине, сколько из-за счастья знать, что все люди как люди, а он знает много чего разного, о чем другие даже не догадываются. А сколько ученых соглашалось работать на разного рода подонков не ради денег – но ради возможности получить средства на реализацию своих идей или за доступ к закрытой научной информации? Редкие и закрытые знания это ведь тоже роскошь в чистом виде.

Хороший пример из истории – когда в Средневековье католическая церковь в очередной раз  ополчилась на роскошь и «всяческие мироугодия»,  особым понтом стали считаться персональные молитвы во здравие, которые заказывали непосредственно епископам и кардиналам. Богатые люди строили церкви, заказывали лучшим художникам и скульпторам картины и статуи на библейские темы и т.д. При этом они искренне верили в Бога и так далее – но надо же было как-то выделяться среди остальным верующих:)

Подытоживая все вышесказанное: предметы, объекты роскоши это не побрякушки и не цацки – а внутренняя потребность человека выделяться из общей массы любым доступным способом. И потребность эта одна из базовых в человеческой психике. А в случае с предметами роскоши она еще переплетается с потребностью в прекрасном, редком и необычном. 

В таком вот апсекте, вобщем. Один вопрос - на хера было столько всего писать?


2 комментария:

Slavik комментирует...

мда много написал - но важный как раз предпоследний абзац

вывод что "внутренняя потребность человека выделяться из общей массы" именно исконна вообще ошибка - не твоя личная- ошибка общества

все эти "выдиления из общества" кажутся способом достичь любви и уважения окружения

потому потребноть "быть любимым и нужным" более исконна

и путь через получение побрикушек пока что единственный известный тебе сбособ который уже привел нас к порогу катастрофы

следующий этап это раскрытие пути достижения исконного через служение обществу и эдинство к которому мы упорно идем

разве ты не чувствуешь что все ценности если не меняются сейчас то как минимум ставяться под вопрос ?

Slavik комментирует...

кстати почитай текст этого поста о мире без денег